Страница обновлена 02.03.2018

Доступная среда для инвалидов и детей с ОВЗ

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры      1 страница   2 страница
Доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) 
Доступная среда для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
      Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 
      В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. 
       Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. 
      Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 – 2020 ГОДЫ
            Федеральные документы 
•    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
•    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)
•    Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)
•    Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы, и их форм»
•    Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
•    Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –  образовательным программам дошкольного образования"  (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
         Разработан план мероприятий по созданию доступной среды в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.
         Реализация плана позволит сделать среду детского сада доступной для всех "ОТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ – к качественному образованию для каждого"
          Политика дошкольного учреждения обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан 
 
         Приказы:
•    ПРИКАЗ об утверждении плана-графика мероприятий (дорожной карты) по созданию доступной среды на 2016-2030г.
•    ПРИКАЗ об утверждении и введении в действие локальных нормативных актов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг
•    ПРИКАЗ о создании комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры
•    ПРИКАЗ о назначении ответственного лица в ДОУ по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп и оказания помощи инвалидам в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования)
•    Положения:
•    ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по разработке плана мероприятий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданию и услугам
•    ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них услуг. 
 
Должностные инструкции:
•    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ответственного за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа персонала. 
•    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагогического работника дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования).
•    ПРОГРАММА обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.
•    ПРАВИЛА ЭТИКЕТА при общении работников с инвалидами.
 
                   Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
в дошкольном учреждении
        Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
       Понятие и классификация:
       Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
•      с нарушением слуха;
•      с дисфункцией речи;
•      с патологией опорно-двигательного аппарата;
•      с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
•      с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
•      дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
 
        Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
        Цель психолого-педагогического сопровождения – создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
        Задачи психолого-педагогического сопровождения:
•    выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
•    осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
•     возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
 
   Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
•    Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
•    Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
•    Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ
•    Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
•    Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
•     Реализация индивидуальной программы или маршрута
•     Проведение промежуточной диагностики и анализ
•     Консультирование родителей
           Информация для родителей
•    О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
•    Об основных образовательных программах
•    О дополнительных коррекционно-развивающих программах
•    О содержании психолого-педагогической коррекции
•    О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут 
            Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
        План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
 - беседа с родителями
 - изучение медицинской карты ребенка
 - обследование физического развития
 - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
         Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
        Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
 Педагог-психолог:
•      организует взаимодействие педагогов;
•      разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
•      проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
•      организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
•      повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
•      проводит консультативную работу с родителями.
 Учитель-логопед:
•     диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
•     составляет индивидуальные планы развития
•    проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
•     консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
 Музыкальный руководитель:
•     Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
•     Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
•      Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 
 
Воспитатель:
•    проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
•    воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
•    организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
•    применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
•    консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики. 
 Медицинский персонал: 
•     проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
•     осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ
1.    Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.  
2.    Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез). 
3.    Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя. 
4.    Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 
5.    Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
6.    Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя. 
7.    При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его. 
8.    При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. 
9.    Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.  
10.    Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.
           Информация
 Консультация для педагогов  "Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ  в условиях реализации ФГОС"
•    Консультация для педагогов "Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ"
•    Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»
       Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.
      Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
        Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
  
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
 
Доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

        

   

 
Доступная среда для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
      Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 
      В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. 
       Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. 
      Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 – 2020 ГОДЫ
            Федеральные документы 
•    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
•    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)
•    Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)
•    Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы, и их форм»
•    Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
•    Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –  образовательным программам дошкольного образования"  (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
         Разработан план мероприятий по созданию доступной среды в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.
         Реализация плана позволит сделать среду детского сада доступной для всех "ОТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ – к качественному образованию для каждого"
          Политика дошкольного учреждения обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан 
 
         Приказы:
•    ПРИКАЗ об утверждении плана-графика мероприятий (дорожной карты) по созданию доступной среды на 2016-2030г.
•    ПРИКАЗ об утверждении и введении в действие локальных нормативных актов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг
•    ПРИКАЗ о создании комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры
•    ПРИКАЗ о назначении ответственного лица в ДОУ по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп и оказания помощи инвалидам в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования)
•    Положения:
•    ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по разработке плана мероприятий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданию и услугам
•    ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них услуг. 
 
Должностные инструкции:
•    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ответственного за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа персонала. 
•    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагогического работника дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования).
•    ПРОГРАММА обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.
•    ПРАВИЛА ЭТИКЕТА при общении работников с инвалидами.
 
                   Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
в дошкольном учреждении
        Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
       Понятие и классификация:
       Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
•      с нарушением слуха;
•      с дисфункцией речи;
•      с патологией опорно-двигательного аппарата;
•      с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
•      с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
•      дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
 
        Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
        Цель психолого-педагогического сопровождения – создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
        Задачи психолого-педагогического сопровождения:
•    выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
•    осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
•     возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
 
   Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
•    Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
•    Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
•    Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ
•    Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
•    Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
•     Реализация индивидуальной программы или маршрута
•     Проведение промежуточной диагностики и анализ
•     Консультирование родителей
           Информация для родителей
•    О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
•    Об основных образовательных программах
•    О дополнительных коррекционно-развивающих программах
•    О содержании психолого-педагогической коррекции
•    О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут 
            Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
        План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
 - беседа с родителями
 - изучение медицинской карты ребенка
 - обследование физического развития
 - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
         Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
        Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
 Педагог-психолог:
•      организует взаимодействие педагогов;
•      разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
•      проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
•      организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
•      повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
•      проводит консультативную работу с родителями.
 Учитель-логопед:
•     диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
•     составляет индивидуальные планы развития
•    проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
•     консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
 Музыкальный руководитель:
•     Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
•     Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
•      Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 
 
Воспитатель:
•    проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
•    воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
•    организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
•    применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
•    консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики. 
 Медицинский персонал: 
•     проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
•     осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ
1.    Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.  
2.    Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез). 
3.    Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя. 
4.    Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 
5.    Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
6.    Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя. 
7.    При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его. 
8.    При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. 
9.    Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.  
10.    Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.
           Информация
 Консультация для педагогов  "Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ  в условиях реализации ФГОС"
•    Консультация для педагогов "Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ"
•    Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»
       Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.
      Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
        Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
  
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
 
     

 
Доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
        

   

 
Доступная среда для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
      Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 
      В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. 
       Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. 
      Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 – 2020 ГОДЫ
            Федеральные документы 
•    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
•    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)
•    Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)
•    Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы, и их форм»
•    Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
•    Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –  образовательным программам дошкольного образования"  (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
         Разработан план мероприятий по созданию доступной среды в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.
         Реализация плана позволит сделать среду детского сада доступной для всех "ОТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ – к качественному образованию для каждого"
          Политика дошкольного учреждения обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан 
 
         Приказы:
•    ПРИКАЗ об утверждении плана-графика мероприятий (дорожной карты) по созданию доступной среды на 2016-2030г.
•    ПРИКАЗ об утверждении и введении в действие локальных нормативных актов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг
•    ПРИКАЗ о создании комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры
•    ПРИКАЗ о назначении ответственного лица в ДОУ по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп и оказания помощи инвалидам в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования)
•    Положения:
•    ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по разработке плана мероприятий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданию и услугам
•    ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них услуг. 
 
Должностные инструкции:
•    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ответственного за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа персонала. 
•    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагогического работника дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования).
•    ПРОГРАММА обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.
•    ПРАВИЛА ЭТИКЕТА при общении работников с инвалидами.
 
                   Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
в дошкольном учреждении
        Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
       Понятие и классификация:
       Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
•      с нарушением слуха;
•      с дисфункцией речи;
•      с патологией опорно-двигательного аппарата;
•      с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
•      с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
•      дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
 
        Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
        Цель психолого-педагогического сопровождения – создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
        Задачи психолого-педагогического сопровождения:
•    выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
•    осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
•     возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
 
   Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
•    Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
•    Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
•    Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ
•    Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
•    Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
•     Реализация индивидуальной программы или маршрута
•     Проведение промежуточной диагностики и анализ
•     Консультирование родителей
           Информация для родителей
•    О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
•    Об основных образовательных программах
•    О дополнительных коррекционно-развивающих программах
•    О содержании психолого-педагогической коррекции
•    О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут 
            Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
        План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
 - беседа с родителями
 - изучение медицинской карты ребенка
 - обследование физического развития
 - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
         Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
        Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
 Педагог-психолог:
•      организует взаимодействие педагогов;
•      разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
•      проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
•      организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
•      повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
•      проводит консультативную работу с родителями.
 Учитель-логопед:
•     диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
•     составляет индивидуальные планы развития
•    проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
•     консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
 Музыкальный руководитель:
•     Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
•     Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
•      Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 
 
Воспитатель:
•    проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
•    воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
•    организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
•    применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
•    консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики. 
 Медицинский персонал: 
•     проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
•     осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ
1.    Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.  
2.    Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез). 
3.    Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя. 
4.    Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 
5.    Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
6.    Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя. 
7.    При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его. 
8.    При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. 
9.    Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.  
10.    Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.
           Информация
 Консультация для педагогов  "Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ  в условиях реализации ФГОС"
•    Консультация для педагогов "Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ"
•    Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»
       Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.
      Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
        Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
  
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.