Страница обновлена 26.07.2018

Организация, реализующая Программу, должна обеспечить материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в т. ч.:

─ осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

─ организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

─ использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

─ обновлять содержание основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

─ обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной,  правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

─ эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения  воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;

2) выполнение Организацией требований:

– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

· к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

· оборудованию и содержанию территории,

· помещениям, их оборудованию и содержанию,

· естественному и искусственному освещению помещений,

· отоплению и вентиляции,

· водоснабжению и канализации,

· организации питания,

· медицинскому обеспечению,

· приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность,

· организации режима дня,

· организации физического воспитания,

· личной гигиене персонала;

– пожарной безопасности и электробезопасности;

охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;

3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья Организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.

Организация должна иметь необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);

– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,

– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.

Программа оставляет за Организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации основной образовательной программы.

Программа предусматривает необходимость в специальном оснащении и оборудовании для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Программой предусмотрено также использование Организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч.  информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Создание и обновление предметно-развивающей среды

 

Направления развития

Помещения и их оснащение

1. Физическое развитие. Охрана жизни и укрепление здоровья

1. Физкультурный зал (оснащён необходимым спортивным оборудованием и инвентарём). 2. Физкультурные уголки в каждой возрастной группе. 3.   Спортивная площадка. 4.  Туристская полоса  5. Медицинский блок.

  1. Познавательное,
  2. речевое развитие

1.  Учебная зона в каждой группе 2.   Уголки – исследовательской деятельности(в старших, подготовительных группах). 3.   Библиотеки детской литературы в группах и в методическом кабинете. 4.   Зоны конструирования (во всех возрастных группах). 5.   Уголки природы (во всех возрастных группах). 6 Речевые  уголки

3. Художественно-эстетическое развитие

1.   Музыкальный зал. 2 Изобразительные уголки во всех возрастных группах. 3.   Музыкальные уголки во всех возрастных группах. 4.   Костюмерная (в музыкальном зале, уголки ряжения в группах). 5.   Театрализованная зона (в каждой возрастной группе). 6.   Уголки ручного труда

4. Социально-коммуникативное развитие

1. Групповые комнаты (зоны развития). 2. Участки детского сада (выносной и дидактический материал). 3. Социум (библиотека, школа и т.д.). 4. ОО Труд (инвентарь для трудовой деятельности). 5. Коммуникации (взаимодействие ребенок-ребенок, ребенок-взрослый), уголки краеведения., уголки безопасности

Здание детского сада построено по типовому проекту на 140 мест и сдано в эксплуатацию 28 декабря 1964 года производственным объединением « Резинотехника».

01.10.1997 года детский сад передан в муниципальную собственность управления образования  мэрии города Ярославля.

    Здание детского сада расположено внутри  жилого квартала рядом с парковой зоной и лесопосадочной полосой, окружено зелеными насаждениями (деревьями и кустарниками). На территории имеется большое количество разнообразных клумб, цветников, газонов, зеленых лужаек.

Цветники разбиты на каждом прогулочном участке, имеется огород, на котором дети под руководством  педагогов занимаются простейшей экспериментаторской деятельностью по выращиванию овощей, плодовых кустарников и деревьев.

Оформлены и поддерживаются в хорошем состоянии уголки леса, луга, сада.

Вся территория детского сада обнесена металлическим забором, находящимся в хорошем состоянии.

Экологическая  обстановка удовлетворительная.

     На территории детского сада  оборудованы 2 физкультурные площадки – одна используется в качестве полосы препятствий по  формированию у детей простейших  туристических  навыков, ее оборудование приближено к естественным природным условиям ,  вторая имеет все необходимое оборудование для закрепления у детей основных видов движений и физических упражнений, способствующих формированию у дошкольников ловкости, выносливости и т . д. Здесь расположены лесенки для лазания, мишень  для метания,  рукоход, бревно для ходьбы, разновеликие пеньки, качающаяся доска , турник, тренажеры из автомобильных шин, яма для прыжков в длину, установленные на разной высоте бревна – козлики для перелезания, подлезания .                      

      Построение развивающей среды в ДОУ

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

  1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
  2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
  3. Это предполагает решение следующих задач:
  • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
  • Радости существования (психологическое здоровье)
  • Формирование начал личности (базис личностной культуры)
  • Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
  • Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
  1. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
  2. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  2. принцип активности, самостоятельности, творчества
  3. принцип стабильности, динамичности
  4. принцип комплексирования и гибкого зонирования
  5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
  6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  7. принцип открытости – закрытости
  8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

            Варианты построения развивающей среды

  1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  2. Использование помещений спальни и раздевалки.
  3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
  1. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм.
  2. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»:

-   достраивание определённых деталей интерьера детьми;

-   включение в интерьер крупных игрушек-символов;

     -   места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей,   

         братьев, сестёр.

  1. Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения с другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.

                                              

·         .Материально-техническое состояние и медикосоциальные условия пребывания детей в ДОУ № 104

 

    Здание  двухэтажное, однокорпусное, имеет все виды  благоустройства: центральное отопление, канализацию, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение. Все коммуникации находятся в удовлетворительном состоянии, соответствуют  санитарно-гигиеническим требованиям.

         Весь имеющийся спортивный инвентарь и малые архитектурные  формы ежегодно  ремонтируются, красятся силами  сотрудников  и родителей, поддерживаются в хорошем  рабочем  состоянии.

Покрытие спортивных площадок травяное.

На каждом прогулочном участке имеется веранда с дощатым покрытием пола, песочница, малые спортивные  и архитектурные формы( домики, кораблики,  столы, скамейки ).

    На территории  детского сада имеется разметка для обучения детей правилам дорожного движения, есть выносные дорожные знаки.

Также есть  хозяйственное помещение, требующее существенного ремонта. В нем расположена  кладовая для хранения выносного материала, в зимнее время- лыж, и инвентаря для труда как детей, так и взрослых .

             Администрация ДОУ постоянно работает над укреплением материально- технической базы : по мере необходимости заменяется изношенные коммуникационные сети, сантехнические  и бытовые приборы, устанавливаются недостающие в связи с новыми требованиями   санитарных норм и правил, проводится отделка негорючими материалами эвакуационных выходов, приобретается новое оборудование и необходимый инвентарь.,

            Ежегодно в летний период силами сотрудников ДОУ с помощью  родителей   проводится косметический ремонт всех помещений детского сада.

 

Материально- техническое оснащение детского сада.

              В детском саду имеется следующее оборудование:

В музыкальном зале:

 

В методическом кабинете

В медицинском кабинете

 

  Кабинет заведующей:

 

  • Телевизор
  • Компьютер
  • Раздвижной экран
  • Видеоплеер
  • DVD- плеер
  • 2Музыкальных  центар
  • Аудиомагнитола « Панассоник»
  • Акустическая система
  • Микрофон
  • Наборы дисков с детскими музыкальными произведения
  • Набор аудиокассет с  детскими музыкальными произведениями и сказками
  • Пианино « Тверца»
  • Аккордеон
  • Набор детских музыкальных инструментов
  • Металлофоны детские
  • Ложки деревянные
  • Погремушки
  • Трещетки
  • колокольчики
  • Гармошка детская
  •  Бубны
  • Костюмы театральные детские
  • Костюмы театральные для взрослых
  • Портреты композиторов
  • Дидактические игры по музыкальному воспитанию
  • Стулья детские « Хохлома»
  • Стулья мягкие  для взрослых
  • Стол письменный
  • Стол детский « Хохлома»
  • Ковер
  • Подставка для цветов, напольные вазы

Набор офисной мебели « Александр»

Шкафы для пособий

Методическая магнитная доска с демосистемами

Стеллаж для  книг

Компьютер, сканер-принтер-копир

Ноутбук, принтер «Самсунг», «Епсон»

Фотоаппарат « Самсунг»

Видеокамера « Самсунг»

Диапроектор

Мультимедиапроектор с большим раздвижным экраном

Учебные пособия и методическая литература

Наборы  картин, комплекты раздаточного и демонстрационного материала

Кабинет логопеда :

Компьютер

Шкаф для пособий -2

Шкаф раздевальный для взрослого -1

Стол письменный

Столы детские для занятий – 2

Зеркало для занятий настенное-1

Доска маркерно-магнитная

Дидактические пособия и игрушки для индивидуальных и подгрупповых занятий, дидактические игры

Демосистема для работы с родителями

    

Кабинет дефектолога и психолога:

Компьютер

Стол компьютерный

Стол письменный

Стенка мебельная для хранения учебно-наглядных пособий

Доска магнитно-маркерная

Доска демонстрационная пробковая

Мольберт

Столы с регулируемыми наклонными крышками

Стулья по количеству детей

Лампа настольная

Лампа бактерицидная переносная

Полка для наглядных пособий

Столы письменны

Лампы настольные

Стулья

Шкаф концелярский

Шкаф для одежды и спецодежды

Раковина для мытья рук персонала

Сейф

Ростомер

Весы медицинские

Тонометр

Спирометр

Плантограф

Телефон

Процедурный кабинет :

Шкаф медицинский

Столики стеклянные медицинские -3 шт.

Кушетка медицинская

Холодильник

Лампа

Лампа кварцевая бактерицидная стационарная -1

Лампа кварцевая бактерицидная  переносная -1

Лампа « Солюкс»

Ингалятор « Муссон»

Раковина  двойная для мытья рук персонала и мытья инструментария

Термометры медицинские, шпателя металлические и одноразовые

Биксы

Жгуты

Шины для  рук и ног

Кастелянная :

Машина швейнаяОверлог

Утюги

Доска гладильная

Коврики диэлектрические

Стеллажи с  постельным бельем на каждую возрастную группу по 3 комплекта

 

Прачечная:

Машина стиральная –автомат бытовая- 2 штуки

Плита электрическая

Ванна эмалированная -2 штуки

Коврики диэлектрические

Короба пластмассовые  для грязного белья                                        

                                   ПИЩЕБЛОК:

Плита  электрическая

Электрокипятильник

Привод универсальный  -2 шт.

Столы производственные  (согласно санитарных норм и правил)

Раковины для мытья овощей и мяса- 3 шт.

Ванна для мытья   кухонной посуды

Стеллаж для хранения чистой посуды

Раковина для мыть рук персонала

Холодильник для суточных  проб

Холодильник для хранения продуктов, выданных на пищеблок согласно меню-требования

Весы

Коврики диэлектрические

Кабинет бухгалтеров и делопроизводителя :

Шкафы канцелярские- 2

Шкаф раздевальный -1

Столы письменные-2

Стол компьютерный-1

Сейф( несгораемый)-1

Телефон, факс

Компьютеры-3

Принтер-копир лазерный-1

Стол письменный

Шкаф книжный , шкаф раздевальный

Радиотелефон, факс

2 Ноутбука, принтер

Нормативные и правовые акты по вопросам воспитания и обучения,

Законы, кодексы, номенклатуры дел учреждения

Периодическая литература

Сейф с личными делами сотрудников

                         Физкультурный зал:

Скамейки  гимнастические разные по высоте

Обручи

Мячи разного диаметра, мячи волейбольные, футбольные

Скакалки, кегли, гантели, мешочки

Стенка гимнастическая 2 пролета

Стенка гимнастическая 1 пролет

Кубы разного размера

Дуги для подлезания

Доски с крючками, ребристые

Маты

Коврики гимнастические индивидуальные на каждого ребенка

Коврики туристические

Веревки

Канат

Ковер

                 Кладовая завхоза:

Холодильники  4 шт.

Шкаф канцелярский

Стеллажи для хранения  продуктов

Весы напольные

Весы настольные

Радиотелефон

 

                                                                                      

                                         Соответствие развивающей среды реализуемой в ДОУ программе дошкольного образования

Важным условием организации предметно-развивающей среды мы считаем установление контакта взрослого с ребенком в зависимости от их желания и занятий, нахождение общего психологического пространства общения, комфортной дистанции взаимодействия. Это обеспечивается планировкой помещения, специальным подбором и размещением мебели по центрам активности с учетом интересов и различных видов деятельности. Доступность материалов, функционально- игровых предметов помогает воспитывать самостоятельность у детей, реализует стремление к творческому моделированию игровой ситуации, окружающей среды.

Жизнь детей в детском саду проходит в группе, поэтому нами продуман интерьер и оборудование спален, раздевальных  и групповых комнат (в группах обновлена мебель, приобретены различные игровые модули: магазин, книжная выставка, салон красоты, стеллажи для игрушек, оборудование для сюжетных игр: кухни и другое),  продуман так, чтобы детям было уютно и комфортно.

Предметно-развивающая среда является для ребенка информативной, удовлетворяет его возрастные потребности и обеспечивает общение с объективной действительностью.

В каждой группе определена игровая зона, уголок для уединения и отдыха, созданы игровые зоны для мальчиков и девочек. В группах имеются:  атрибуты для сюжетно-ролевых игр, пособия для занятий, дидактические и развивающие игры, игрушки. Много пособий изготовлено руками воспитателей и родителей.

При организации предметной среды мы руководствуемся требованиями обеспечения двигательной активности. Для этого в каждой группе созданы уголки развития движений с набором нетрадиционных безопасных пособий для развития физических качеств, дорожки здоровья.

Особое внимание уделяем организации зон для самостоятельной творческой деятельности детей: центры и уголки:

ИЗО-творчества, где имеются различные виды бумаги, материалы для воспроизведения рисунков: гуашь, фломастеры, карандаши, мелки итд; карточки для дорисовывания и штриховки, раскраски, формы – заготовки для декоративного рисования, итд

 - мастерские, где имеются материалы для работы с деревом.

В каждой группе оборудован речевой уголок, имеются в наличии картотеки по пальчиковой и артикуляционной гимнастике, упражнений на  развитие фонематического слуха; различные игры и упражнения на формирование лексики, грамматики, связной речи. В старшей группе оформлен центр краеведения с материалами по ознакомлению детей с родным городом.

В уголках природы размещена фотокартотека комнатных растений, оборудование для ухода за растениями, для труда; различные посадки по времени года. На территории учреждения имеется уголок леса, сада, огород.

Разработаны маршруты экологических троп, имеется экологический паспорт.

В каждой группе есть уголок безопасности, где имеется иллюстративный материал, макеты проезжей части, игры, материалы наглядной агитации для родителей.

В групповых помещениях  старшей, подготовительной групп имеются пианино « Тверца», в каждой возрастной  группе  – ковровые покрытия и ковры, аудиомагнитолы, в подготовительной группе- телевизор, в   средней DVD-плеер, велотренажер.

В каждой возрастной группе по разному оформлены шторы на окнах; покрывала и накидушки в спальных комнатах пошиты самими сотрудниками детского сада, подобрана игровая детская мебель, столы и стулья. Есть необходимые игрушки, дидактические игры. Во всех групповых комнатах есть спортивные комплексы, кроме коррекционной и ясельной групп, в которых имеются гимнастические стенки для лазания в 2  пролета.

Приобретены столы с наклонными регулируемыми крышками для коррекционной группы и дефектологического кабинета, стулья на регулируемых по высоте ножках для коррекционной группы, большие маркерно- магнитные доски для подготовительной и коррекционной групп. Заменены двухярусные и трехярусные кровати на обычные детские,  к сожалению, не новые. Новые кровати приобретены в коррекционную группу.

В детском саду имеется достаточное количество учебной и методической литературы для реализации программы.

Педагоги знакомятся с новинками методической литературы, основными законодательными документами 

Оборудование детского сада

 
Материальная база учреждения включает в себя:
музыкальный зал-2,
физкультурный зал,
медицинский кабинет (процедурный кабинет, бокс, кабинет врача и медсестры)-2,
пищеблок-2,
спортивную площадку,
туристическую тропу,
кастелянную-2,
кабинет завхоза-2,
методический кабинет,
кабинет заведующей,
прачечную-2,
кабинет учителя-логопеда-2,
кабинет психолога и дефектолога-4,
бухгалтерию,
8 групповых помещения со спальнями,
групповое помещение без спальни,
подсобные помещения (кладовая моющих средств, комната рабочего, туалетные комнаты для персонала).
 
 
 

Безопасность жизни и здоровья

Безопасность воспитанников и сотрудников детского сада обеспечивается частным охранным предприятием " ФОРТ", с которым  существует экстренная связь с помощью тревожной кнопки.

В детском саду на первом этаже на окнах стоят распашные решетки, входные двери- металлические, обрудованы домофонами, звонками. Все двери, выходящие на пути эвакуации, оборудованы доводчиками.

Территория детского сада имеет металлическое ограждение.

Помещения детского сада оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и оповещением людей.

Деревянные конструкции чердака, пути эвакуации обработаны негорючими материалами.

Состояние здоровья детей и сотрудников  котролируют врач детской поликлиники больницы № 7, старшая медицинская сестра детского сада. В соответствии с приказами Минсоцразвития, Минздрава проводятся регулярные медицинские осмотры детей и сотрудников  врачами – специалистами.

 

Доступная среда для инвалидов и детей с ОВЗ

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры      1 страница   2 страница
Доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) 
Доступная среда для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
      Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 
      В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. 
       Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. 
      Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 – 2020 ГОДЫ
            Федеральные документы 
•    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
•    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)
•    Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)
•    Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы, и их форм»
•    Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
•    Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –  образовательным программам дошкольного образования"  (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
         Разработан план мероприятий по созданию доступной среды в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.
         Реализация плана позволит сделать среду детского сада доступной для всех "ОТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ – к качественному образованию для каждого"
          Политика дошкольного учреждения обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан 
 
         Приказы:
•    ПРИКАЗ об утверждении плана-графика мероприятий (дорожной карты) по созданию доступной среды на 2016-2030г.
•    ПРИКАЗ об утверждении и введении в действие локальных нормативных актов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг
•    ПРИКАЗ о создании комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры
•    ПРИКАЗ о назначении ответственного лица в ДОУ по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп и оказания помощи инвалидам в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования)
•    Положения:
•    ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по разработке плана мероприятий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданию и услугам
•    ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них услуг. 
 
Должностные инструкции:
•    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ответственного за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа персонала. 
•    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагогического работника дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования).
•    ПРОГРАММА обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.
•    ПРАВИЛА ЭТИКЕТА при общении работников с инвалидами.
 
                   Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
в дошкольном учреждении
        Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
       Понятие и классификация:
       Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
•      с нарушением слуха;
•      с дисфункцией речи;
•      с патологией опорно-двигательного аппарата;
•      с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
•      с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
•      дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
 
        Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
        Цель психолого-педагогического сопровождения – создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
        Задачи психолого-педагогического сопровождения:
•    выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
•    осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
•     возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
 
   Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
•    Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
•    Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
•    Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ
•    Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
•    Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
•     Реализация индивидуальной программы или маршрута
•     Проведение промежуточной диагностики и анализ
•     Консультирование родителей
           Информация для родителей
•    О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
•    Об основных образовательных программах
•    О дополнительных коррекционно-развивающих программах
•    О содержании психолого-педагогической коррекции
•    О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут 
            Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
        План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
 - беседа с родителями
 - изучение медицинской карты ребенка
 - обследование физического развития
 - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
         Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
        Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
 Педагог-психолог:
•      организует взаимодействие педагогов;
•      разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
•      проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
•      организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
•      повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
•      проводит консультативную работу с родителями.
 Учитель-логопед:
•     диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
•     составляет индивидуальные планы развития
•    проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
•     консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
 Музыкальный руководитель:
•     Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
•     Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
•      Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 
 
Воспитатель:
•    проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
•    воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
•    организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
•    применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
•    консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики. 
 Медицинский персонал: 
•     проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
•     осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ
1.    Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.  
2.    Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез). 
3.    Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя. 
4.    Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 
5.    Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
6.    Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя. 
7.    При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его. 
8.    При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. 
9.    Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.  
10.    Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.
           Информация
 Консультация для педагогов  "Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ  в условиях реализации ФГОС"
•    Консультация для педагогов "Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ"
•    Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»
       Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.
      Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
        Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
  
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
 
Доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

        

   

 
Доступная среда для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
      Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 
      В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. 
       Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. 
      Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 – 2020 ГОДЫ
            Федеральные документы 
•    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
•    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)
•    Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)
•    Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы, и их форм»
•    Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
•    Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –  образовательным программам дошкольного образования"  (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
         Разработан план мероприятий по созданию доступной среды в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.
         Реализация плана позволит сделать среду детского сада доступной для всех "ОТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ – к качественному образованию для каждого"
          Политика дошкольного учреждения обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан 
 
         Приказы:
•    ПРИКАЗ об утверждении плана-графика мероприятий (дорожной карты) по созданию доступной среды на 2016-2030г.
•    ПРИКАЗ об утверждении и введении в действие локальных нормативных актов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг
•    ПРИКАЗ о создании комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры
•    ПРИКАЗ о назначении ответственного лица в ДОУ по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп и оказания помощи инвалидам в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования)
•    Положения:
•    ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по разработке плана мероприятий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданию и услугам
•    ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них услуг. 
 
Должностные инструкции:
•    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ответственного за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа персонала. 
•    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагогического работника дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования).
•    ПРОГРАММА обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.
•    ПРАВИЛА ЭТИКЕТА при общении работников с инвалидами.
 
                   Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
в дошкольном учреждении
        Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
       Понятие и классификация:
       Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
•      с нарушением слуха;
•      с дисфункцией речи;
•      с патологией опорно-двигательного аппарата;
•      с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
•      с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
•      дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
 
        Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
        Цель психолого-педагогического сопровождения – создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
        Задачи психолого-педагогического сопровождения:
•    выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
•    осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
•     возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
 
   Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
•    Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
•    Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
•    Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ
•    Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
•    Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
•     Реализация индивидуальной программы или маршрута
•     Проведение промежуточной диагностики и анализ
•     Консультирование родителей
           Информация для родителей
•    О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
•    Об основных образовательных программах
•    О дополнительных коррекционно-развивающих программах
•    О содержании психолого-педагогической коррекции
•    О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут 
            Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
        План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
 - беседа с родителями
 - изучение медицинской карты ребенка
 - обследование физического развития
 - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
         Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
        Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
 Педагог-психолог:
•      организует взаимодействие педагогов;
•      разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
•      проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
•      организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
•      повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
•      проводит консультативную работу с родителями.
 Учитель-логопед:
•     диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
•     составляет индивидуальные планы развития
•    проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
•     консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
 Музыкальный руководитель:
•     Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
•     Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
•      Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 
 
Воспитатель:
•    проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
•    воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
•    организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
•    применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
•    консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики. 
 Медицинский персонал: 
•     проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
•     осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ
1.    Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.  
2.    Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез). 
3.    Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя. 
4.    Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 
5.    Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
6.    Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя. 
7.    При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его. 
8.    При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. 
9.    Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.  
10.    Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.
           Информация
 Консультация для педагогов  "Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ  в условиях реализации ФГОС"
•    Консультация для педагогов "Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ"
•    Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»
       Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.
      Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
        Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
  
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
 
     

 
Доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
        

   

 
Доступная среда для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
      Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 
      В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. 
       Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. 
      Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 – 2020 ГОДЫ
            Федеральные документы 
•    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
•    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)
•    Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)
•    Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы, и их форм»
•    Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
•    Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –  образовательным программам дошкольного образования"  (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
         Разработан план мероприятий по созданию доступной среды в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.
         Реализация плана позволит сделать среду детского сада доступной для всех "ОТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ – к качественному образованию для каждого"
          Политика дошкольного учреждения обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан 
 
         Приказы:
•    ПРИКАЗ об утверждении плана-графика мероприятий (дорожной карты) по созданию доступной среды на 2016-2030г.
•    ПРИКАЗ об утверждении и введении в действие локальных нормативных актов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг
•    ПРИКАЗ о создании комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры
•    ПРИКАЗ о назначении ответственного лица в ДОУ по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп и оказания помощи инвалидам в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования)
•    Положения:
•    ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по разработке плана мероприятий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданию и услугам
•    ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них услуг. 
 
Должностные инструкции:
•    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ответственного за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа персонала. 
•    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагогического работника дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования).
•    ПРОГРАММА обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.
•    ПРАВИЛА ЭТИКЕТА при общении работников с инвалидами.
 
                   Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
в дошкольном учреждении
        Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
       Понятие и классификация:
       Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
•      с нарушением слуха;
•      с дисфункцией речи;
•      с патологией опорно-двигательного аппарата;
•      с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
•      с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
•      дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
 
        Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
        Цель психолого-педагогического сопровождения – создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
        Задачи психолого-педагогического сопровождения:
•    выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
•    осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
•     возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
 
   Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
•    Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
•    Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
•    Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ
•    Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
•    Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
•     Реализация индивидуальной программы или маршрута
•     Проведение промежуточной диагностики и анализ
•     Консультирование родителей
           Информация для родителей
•    О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
•    Об основных образовательных программах
•    О дополнительных коррекционно-развивающих программах
•    О содержании психолого-педагогической коррекции
•    О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут 
            Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
        План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
 - беседа с родителями
 - изучение медицинской карты ребенка
 - обследование физического развития
 - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
         Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
        Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
 Педагог-психолог:
•      организует взаимодействие педагогов;
•      разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
•      проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
•      организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
•      повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
•      проводит консультативную работу с родителями.
 Учитель-логопед:
•     диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
•     составляет индивидуальные планы развития
•    проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
•     консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
 Музыкальный руководитель:
•     Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
•     Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
•      Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 
 
Воспитатель:
•    проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
•    воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
•    организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
•    применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
•    консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики. 
 Медицинский персонал: 
•     проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
•     осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ
1.    Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.  
2.    Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез). 
3.    Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя. 
4.    Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 
5.    Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
6.    Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя. 
7.    При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его. 
8.    При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. 
9.    Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.  
10.    Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.
           Информация
 Консультация для педагогов  "Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ  в условиях реализации ФГОС"
•    Консультация для педагогов "Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ"
•    Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»
       Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.
      Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
        Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
  
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
 
     Памятка для родителей по действиям в чрезвычайных ситауциях

Памятки о порядке действий граждан при угрозе и совершении террористического акта

 

В дошкольном учреждении систематически проводятся занятия по обучению детей правилам пожарной безопасности и в этом большую помощь оказывают нам сотрудникиПожарной части №23.

"Безопасность на воде"

 Организация питания

В детском саду организованно 4-х разовое питание детей, которое составляется на основе 10-дневного меню, разработанного в учреждении и утвержденного специалистами Роспотребнадзора.

Контроль за организацией  питания детей осуществляется медицинской сеестрой по питанию.Она составляет меню-требование на каждый день, согласно которому производится заказ продуктов у поставщиков. Поставка продуктов осуществляется в детский сад ежедневно при наличии сертификатов качества, ветеринарных свидетельств. В меню постоянно включаются фрукты, соки , кисломолочные продукты, мясные и рыбные продукты,крупы и макаронные изделия.

Приготовление пищи проводится квалифицированными  поварами под контролем старшей медсестры и медсесетры  по питанию. Выход готовой продукции и допуск выдачи на группы осуществляется бракеражной комиссией, о чем делаются соответствующие записи в журналах готовой продукции.

Примерное десятидневное меню